О проекте ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

29.07.2020

Уважаемые коллеги! Секретариат ГЛЭДИС направляет вам для сведения информацию о законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», разработанный Правительством РФ, но пока не внесённый в Госдуму.

Полагаем, что к рассмотрению его могут принять в августе-сентябре. Стадия «общественного обсуждения», как выясняется, завершена (и без широкого информирования об этом исследователей-русистов)...

Уверены, сведения о существовании данного проекта будут интересны и вам, и многим вашим коллегам. Допускаем, что кто-то из русистов захочет принять определённое участие в его парламентском обсуждении. Такие механизмы существуют.

Руководство ГЛЭДИС убеждено в том, что активное участие научного сообщества в законотворческом процессе может и должно стать хорошей традицией.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации (далее – проект федерального закона) подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку 5 ноября 2019 г. от 1 марта 2020 г. № Пр-355.

С принятием Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) завершено правовое оформление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации.

Проект федерального закона предусматривает совершенствование механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории страны, осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов и организаций, государственными и муниципальными служащими, гражданами Российской Федерации норм и правил современного русского литературного языка.

Проект федерального закона подчеркивает объединяющую роль русского языка как государственного языка Российской Федерации в едином многонациональном государстве, расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка Российской Федерации является обязательным.

В целях повышения качества грамматик, справочников, словарей, разъясняющих нормы современного русского литературного языка, а также правил русской орфографии и пунктуации проектом федерального закона предлагается создание соответствующей правительственной комиссии, положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Проектом федерального закона вводится новая статья 41 Федерального закона № 53-ФЗ, определяющая необходимость применения государственного языка Российской Федерации, а также создания надлежащих условий для соблюдения всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка в системе государственного управления.

При этом конкретная сфера профессиональной деятельности в системе государственного управления регламентируется законодательством о видах государственной службы и муниципальной службе.

Так, например, положениями статьи 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» на государственную службу по контракту вправе поступать граждане Российской Федерации (далее – граждане), владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее – гражданская служба) вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом № 79-ФЗ.

Аналогичные требования предусмотрены Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы.

Сложившаяся практика формирования в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления системы квалификационных требований для замещения должностей гражданской и муниципальной службы показывает, что знание государственного языка Российской Федерации (русского языка) относится к обязательным требованиям, предъявляемым для замещения должности гражданской (муниципальной) службы.

В соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учётным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Положениями статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

В этой связи проектом федерального закона предусматривается, что требование к знанию государственного языка Российской Федерации государственными и муниципальными служащими определяется законодательством о видах государственной службы и муниципальной службе.

Принятие проекта федерального закона позволит повысить общий уровень грамотности граждан, корректность использования государственного языка Российской Федерации государственными и муниципальными служащими, обеспечить контроль за качеством подготовки «единого корпуса» грамматик, словарей, справочников, а также соблюдение всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка.

В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее – обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Принятие проекта федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлечёт социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации. Кроме того, принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

<<<<<<<<<<>>>>>>>>>>

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации

Внести в Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 23, ст. 2199; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 19, ст. 2306) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в части 2 слова «на пользование государственным языком Российской Федерации» заменить словами «на изучение и пользование современным русским литературным языком»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Порядок утверждения норм и правил современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Грамматика, словари и справочники, разъясняющие нормы современного русского литературного языка, а также правила орфографии и пунктуации русского языка до их утверждения подлежат одобрению правительственной комиссией, образуемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В состав данной правительственной комиссии включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций.»;

2) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проблемы языка и сферы, в которых использование государственного языка Российской Федерации является обязательным.»;

3) в части 1 статьи 3:

а) пункт 11 считать пунктом 13;

б) дополнить пунктами 11, 12 следующего содержания: «11) в государственных и муниципальных информационных системах; 12) при опубликовании информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в печатных средствах массовой информации, предназначенных для обнародования данной информации (официального опубликования), путем ее размещения на официальном сайте соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления и организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) дополнить статьей 41 следующего содержания:

«Статья 41. Государственный язык Российской Федерации в системе государственного управления

1. В целях обеспечения государственного единства многонационального народа Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации в своей деятельности используют государственный язык Российской Федерации и создают условия для соблюдения всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка в соответствии с порядком, предусмотренным частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Требование к знанию государственного языка Российской Федерации государственными и муниципальными служащими определяется в числе квалификационного требования для замещения должностей государственной службы Российской Федерации и муниципальной службы законодательством о видах государственной службы и муниципальной службе.».

Президент Российской Федерации В.Путин

Соб.инф.