Телефоны: +7 (925) 0020022
+7 (903) 7697179

Фейки о COVID-19: краткий комментарий ГЛЭДИС к апрельским Обзорам Верховного Суда РФ.

12.05.2020

7 мая Судебный департамент при Верховном Суде РФ направил письмо № СД – АГ667 в адрес председателей арбитражных, военных судов и судов общей юрисдикции, а также региональных начальников ведомственных управлений о возобновлении работы судебных органов в полную силу с 12 мая. Руководство ГЛЭДИС констатирует существенный рост в последнее время случаев возбуждения судебных дел по распространению т.н. «фейковой» информации. В связи с этим для членов ГЛЭДИС в регионах РФ и наших партнёров подготовлен краткий комментарий к Обзорам №1 и №2 ВС РФ.

Ожидаемой реакцией на сложившуюся ситуацию стало утверждение Президиумом Верховного Суда РФ обзоров-разъяснений о применении законодательных новелл и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.

Особое внимание в Обзорах уделено ответственности за сообщения о COVID-19, точнее за обман, информационно-психологическое воздействие и порождение паники.

Примечательно, что нюансы соотношения и разграничения видов ответственности за данные действия – административной (части 9, 10, 101, 102 статьи 13.15 КоАП) и уголовной (статьи 2071 и 2072 УК РФ) – рассматриваются в Обзорах при разъяснении вопросов применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Упор на признаки уголовно наказуемого деяния сделан не случайно. Информация о COVID-19, в силу признания обстоятельств распространения COVID-19 обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаётся общественно значимой (см. вопрос 12 обзора № 1).

Как разъясняет Верховный Суд, действия гражданина квалифицируются по уголовной статье в случае, когда:

а) представляют собой публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации: - об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе об обстоятельствах распространения COVID-19; - и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;

б) такое распространение, осуществляемое с определёнными целями и мотивацией для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушить правопорядок, представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым законом отношениям в сфере обеспечения общественной опасности либо имеет общественно опасные последствия.

Под заведомо ложной информацией понимается такая информация (сведения, сообщения, данные и т.п.), которая изначально не соответствует действительности, о чем было известно лицу, ее распространившему. По судебному мнению, о придании ложной информации вида достоверной могут свидетельствовать формы и способы её изложения: ссылки на компетентные источники, высказывания публичных и прочих лиц, использование поддельных документов, видео- и аудиозаписей, документов и записей, имеющих отношение к другим событиям.

Распространение заведомо ложной информации признается публичным, если такая информация адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме (устной, письменной, с использованием технических средств).

При этом под публичным распространением понимается не только использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и др.), но и массовая рассылка электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространение такой информации посредством выступления на собрании, митинге, вывешивание плакатов, распространение листовок и т.п.

В связи с судебными разъяснениями возникают закономерные вопросы о возможности проведения некоторой аналогии с вышеуказанными понятиями уголовного закона при определении понятий, используемых в частях 9 – 102 статьи 13.15 КоАП (упоминаемых в обзорах, но не разъясняемых), а также о разграничении уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения.

Во-первых, в названных частях КоАП применяются понятия заведомо недостоверная общественно значимая информация и заведомо недостоверная информация, которые в силу оценочности и неопределённости, безусловно, также заслуживают пояснения.

При этом на допустимость установления аналогии между понятиями «заведомо ложная информация» (статья 2071 УК РФ), «заведомо ложная общественно значимая информация» (статья 2072 УК РФ), «заведомо недостоверная информация» (часть 101 статьи 13.15 КоАП) и «заведомо недостоверная общественно значимая информация» (части 9, 10, 102 статьи 13.15 КоАП) косвенно указывает общность разъяснений, данных по вопросам 12, 13 и 16 обзора № 1.

Во-вторых, части 9–102 статьи 13.15 КоАП предусматривают административную ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационных сетях. В сопоставлении с вышеприведенным судебным толкованием понятия уголовного закона (публичное распространение) можно ли говорить о том, что распространение соответствующей информации как административное правонарушение может быть публичным или не публичным? Либо речь идёт о публичном распространении (как и в случае применения уголовного закона), но без определения видового признака такого распространения.

В-третьих, в отличие от уголовного закона в частях 9 – 102 статьи 13.15 КоАП установлена ответственность за распространение заведомо недостоверной (общественно значимой) информации под видом достоверных сообщений только в средствах массовой информации и (или) в информационно-телекоммуникационных сетях. Этот существенный момент является одним из оснований разграничения квалифицируемых действий.

Вне всякого сомнения, правосудность и гуманность судебного решения, правовая защита и соразмерность ответственности зависят от ясности, точности, определённости, идентифицируемости правовой нормы. Об этом свидетельствуют комментируемые обзоры-разъяснения Верховного Суда РФ.

Не менее очевидно, что объективные ответы на многие возникающие в досудебном и судебном процессах вопросы можно получить не только на основе установленных фактов и правовых аргументов, но и посредством привлечения к рассмотрению дел о распространении ложной (недостоверной) информации экспертов-лингвистов, опирающихся на выработанные подходы к анализу и оценке спорных текстов.

См. подробнее:
Обзор ВС РФ № 1 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350813].
Обзор ВС РФ № 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351691].

Комментарий подготовлен по поручению руководства ГЛЭДИС Комиссией по мониторингу российского законодательства Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам 11.05.2020 г.