Музыкально-литературный салон РУДН к 250-летию Людвига ван Бетховена. Автор и ведущая – профессор Г.Н.Трофимова.

30.10.2020

29 октября 2020 г. в Российском университете дружбы народов состоялась новая встреча участников и слушателей Музыкально-литературного салона «Музыкальная планета». Это была уже сороковая тематическая музыкально-литературная программа, ставшая доброй традицией РУДН и неотъемлемой частью культурной жизни вузовской Москвы.

В этот раз салон «Музыкальная планета» была посвящён грядущему в декабре текущего года 250-летию великого немецкого композитора и дирижёра Людвига ван Бетховена (16 декабря 1770, Бонн, Кёльнское курфюршество, Священная Римская Империя – 26 марта 1827, Вена, Эрцгерцогство Австрия, Австрийская империя).

Людвиг ван Бетховен – ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Л. ван Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Автор и бессменная ведущая музыкально-литературных салонов РУДН – пассионарная Галина Николаевна ТРОФИМОВА, доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций РУДН и член Наблюдательного совета РУДН, председатель диссертационного совета ПДС 0500.003, эксперт научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, заслуженный работник культуры РФ, почётный профессор Хенаньского университета (Китай).

Г.Н.Трофимова – одарённый музыкант, пианистка, выступающая с сольными фортепьянными концертами и литературно-музыкальными программами в городах России и зарубежных стран.

Напоминаем также о том, что в течение последних двенадцати лет профессор Галина Николаевна Трофимова является заместителем председателя правления ГЛЭДИС.

В тщательно составленной программе Музыкально-литературного салона «Музыкальная планета» №40 «Ода радости» прозвучали отрывки из писем самого Людвига ван Бетховена, из воспоминаний современников о музыкальном гении и многие известные произведения:

Л. ван Бетховен. Квартет №18 ч.1 ор.18.

Л. ван Бетховен. Стихи И.В.Гёте. Сурок.

Л. ван Бетховен. Лунная соната. Л. ван Бетховен. Фрагмент из «Героической симфонии».

Л. ван Бетховен. Ехал казак. Обработка русской народной песни.

Л. ван Бетховен. Багатель «На память Элизе».

П.И. Чайковский. Песня без слов.

П.И. Чайковский, стихи А.К. Толстого. «Средь шумного бала».

П.И. Чайковский, стихи А.К. Толстого. «Серенада Дон Жуана».

К. Глюк. Мелодия.

Л. ван Бетховен. 4 шотландские песни.

Г. Гендель. Пассакалия.

Ф. Шуберт. Аве Мария.

Ф. Лист. Утешение.

Л. ван Бетховен. Шотландская застольная.

Л. ван Бетховен. Финал «Ода к радости».

Исполнители: Симфонический оркестр им. А.П.Бородина Центрального Дома учёных РАН (дирижер – профессор Московской консерватории Павел Ландо), Галина Трофимова, Эллина Шатская, Геннадий Журавов, Ирина Дульцева, Виктор Фомин, Джошуа Орабийи, Симон Мацуньяне, Мачугиа Макуми, Павел Колотушкин.

Встреча участников и слушателей Музыкально-литературного салона «Музыкальная планета» №40 «Ода радости» (к 250-летию Л. ван Бетховена) трансировалась в прямом эфире на платформе YouTube. Полная видеозапись доступна по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=y0gFg_Ayf7A

Прочтите несколько высказываний о Л. ван Бетховене.

Рихард Вагнер: «Верую в Бога, Моцарта и Бетховена».

Джордж Бернард Шоу: «And no other composer has ever melted his hearers into complete sentimentality by the tender beauty of his music, and then suddenly turned on them and mocked them with derisive trumpet blasts for being such fools. Nobody but Beethoven could govern Beethoven; and when, as happened when the fit was on him, he deliberately refused to govern himself, he was ungovernable».

Из письма Гёте жене, 19 июля 1812: «Я никогда не видел художника более сконцентрированного, более энергичного и более глубокого. Его талант меня взволновал. Но, к сожалению, это человек с трудным характером».

Дж.Верди: «Перед именем Бетховена все мы должны склониться в поклоне».

Ф.Ницше: «Бетховен представляет собой промежуточное явление между старой, дряхлой душой, которая постоянно разбивается, и будущей сверхюной душой, которая постоянно нарождается; его музыку озаряет этот сумеречный свет вечной утраты и вечной, необузданной надежды, – тот самый свет, в лучах которого купалась Европа, когда она грезила вместе с Руссо, плясала вокруг древа свободы революции и наконец чуть не боготворила Наполеона. Но как быстро меркнет теперь именно это чувство, как трудно дается в наши дни даже понимание этого чувства, – как чуждо звучит для нашего уха язык этих Руссо, Шиллера, Шелли, Байрона, которые все вместе выразили словами ту же самую судьбу Европы, что вызвучил в музыке Бетховен!»

Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизни было всеевропейским. Издатель Томсон из Эдинбурга писал в предисловии к первому тому ирландских мелодий, обработанных Бетховеном: «Между ныне живущими композиторами, как ясно всякому непредубеждённому музыканту, единственным, кто занимает столь же выдающееся положение, как и покойный Гайдн, является Бетховен». 30-летний Россини, окружённый поклонниками, в лучах европейской славы, мечтал встретиться с угрюмым, глухим, терзаемым  болезнями 52-летним Бетховеном. Его восхищение выражалось в характерных высказываниях: «Бетховен — чудо среди людей».

Редакция сайта ГЛЭДИС.