

19 июня 2014

Оценочные суждения: Почему апелляционный суд оправдал ГоГ.

Журнал Forbes не смог доказать девятому арбитражному апелляционному суду, что "Газета о газетах" (ГоГ) опорочила честь и репутацию издания. По версии суда, обвинения "ГоГ" в продажности Forbes оценочны и никого не дискредитируют.

В среду, 18 июня, девятый апелляционный суд отказался удовлетворить иск издательства "Аксель Шпрингер Раша" (владелец Forbes – прим. Лениздат.Ру) о признании информации, размещенной в материалах "Газеты о газетах", порочащей честь и деловую репутацию издания.

Апелляционный суд постановил отменить предыдущее решение Московского суда об удовлетворении иска. Напомним хронологию конфликта. В июле 2013 года менеджер Сергей Соловьев подал иск на журнал Forbes за публикацию ложного интервью с ним, которое на самом деле он изданию не давал. В тексте "Портрет современного политика" Соловьев представлен преуспевающим бизнесменом, который намерен заняться политикой. Как утверждает Forbes, эта публикация носила рекламный характер, а рекламодателем выступал Андрей Михайлов, заплативший за публикацию 540 тысяч рублей. Материал действительно содержал пометку "На правах рекламы", но Михайлов отказывался признаваться в заключении рекламного договора и утверждал, что хотел доказать "продажность" Forbes. Историей заинтересовалась "Газета о газетах", которая предположительно связана со структурами т.н. "кремлевского повара" Евгения Пригожина. ГоГ опубликовала статьи "Сползает по крыше старик Паниковский" (от 27.06.2013) и "Новости "Форбс", или чего боится Google?" (от 15.08.2013). Более того, редакция "Газеты о газетах" даже созвала пресс-конференцию, посвященную продажным публикациям в российских СМИ. А также сняла видеоролик с рассказом самого Сергея Соловьева о том, что он не имеет никакого отношения к публикации в деловом журнале.

Forbes решил оспорить утверждение о своей продажности и подал на ГоГ в суд иск о защите деловой репутации: 21 октября состоялось первое судебное разбирательство, где Сергей Соловьев выступал в качестве третьего лица. 7 февраля этого года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Forbes и постановил "Газете о газетах" опровергнуть сведения, в которых содержится недостоверная информация.

Однако ГоГ решила не соглашаться с заключением суда и 14 апреля подала апелляцию. К счастью "Газеты о газетах" и ее главного редактора Марины Майоровой, девятый апелляционный суд нашел целый ряд причин, по которым публикации о Forbes не могут считаться вредящими их деловой репутации.

Во-первых, суд сомневается в том, что исковое заявление было подписано генеральным директором "Аксель Шпрингер Раша" Региной фон Флеминг, поскольку подпись на заявлении визуально отличается от подписей на других документах. И это несмотря на то, что сама госпожа фон Флеминг предоставила апелляционному подтверждение о том, что заявление было подписано непосредственно ей.

Во-вторых, апелляционный суд ссылается на 10-ю статью Конвенции о защите прав человека и 29-ю статью конституции РФ, в которой говорится о том, что "оценочные суждения, мнения, убеждения, не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности". Именно на оценочности суждений и основывается позиция апелляционного суда, критикующего решение Арбитражного суда Москвы, который, наоборот, посчитал, что высказывания ГоГ носят именно утвердительный характер. Кроме того, апелляционный суд счел некорректным тот факт, что Арбитражный суд Москвы, признав, что сведения ГоГ порочат репутацию Forbes, не указал, "каким именно образом вероятные сомнения в добросовестности истца позволяют говорить о порочащем характере суждений".

Апелляционный суд рассмотрел каждое спорное суждение из статей, а также высказывания с пресс-конференции. Так, например, заголовок "Как продаются места в рейтинге миллиардеров, или кто разоблачил журнал "Forbes"?" является оценочным, потому что "вопросительная форма заголовка не представляет собой утверждение". Высказывание "...5 млн человек посмотрели видео, наглядно демонстрирующее, чего в действительности стоят пресловутые рейтинги "Форбс"", также не может считаться порочащим деловую репутацию, потому что "в данном фрагменте имеет место оценка содержания видео, которое посмотрело определенное количество лиц, а не порочащее, утверждение о факте из деятельности Истца".

Особенно интересной позиции апелляционный суд придерживается насчет утверждений в статье "Андрей Михайлов: "Я даже не предполагал, что все окажется так просто..." По мнению инстанции, "Майорова М.А. как главный редактор СМИ не может отвечать за содержание высказываний, данных Михайловым А.Л. в ходе интервью". Должна ли Майорова в таком случае отвечать за размещение подобной информации, суд в мотивационном решении не оговаривает. Кто оценивал фрагменты, подвергались ли они лингвистической экспертизе - в мотивировочной части не упоминается.

Попытки уличить "Forbes" в продажности оказались не единственными акциями "Газеты о газетах" по разоблачению продажных СМИ: ранее аналогичные выводы издание делало относительно "Новой газеты в Петербурге" и "АиФ".

Отметим, "Газета о газетах" была зарегистрирована в 2012 году. Буквально спустя полгода после создания издание оказалось замешено в скандале из-за невыплат гонораров своим сотрудникам. Также "ГоГ" знаменита составлением рейтинга "продажных" СМИ среди кандидатов: "Новая газета", Forbes, АиФ, КП и МК. По некоторым сведениям "ГоГ" спонсирует владелец компании "Конкорд" Евгений Пригожин, который также известен в качестве организатора документального фильма "Анатомия протеста".

<http://lenizdat.ru/articles/1121437/>