
Юрист Сечина обвинил судью в необъективности 

Юрист доказывающий, что "Ведомости" опорочили президента "Роснефти" Игоря Сечина, 

потребовал, чтобы процесс вел другой судья. Нынешняя не стала еще раз откладывать заседание, 

чтобы представитель изучил возражения ответчиков, и отказалась назначать лингвистическую 

экспертизу авторской колонки, которая, по мнению истца, опорочила его. 

В июне этого года президент "Роснефти" Игорь Сечин подал в Останкинский районный суд иск о 

защите чести и достоинства к газете "Ведомости" из-за колонки заместителя ее главного 

редактора Кирилла Харатьяна – "Человек недели: Игорь Сечин", вышедшей 16 июня. В ней 

Харатьян рассуждал о влиянии и ответственности главы "Роснефти" Игоря Сечина. Материал 

Сечина задел, и он обратился в Останкинский районный суд с иском к издателю газеты – ЗАО 

"Бизнес Ньюс Медиа" – и лично к автору. 

Истца возмутили три фрагмента статьи. Первый гласит: "…на нынешней своей позиции 

способности и возможности влиять на принятие основных государственных решений президент 

Сечин нисколько не утратил: вроде бы "Роснефть" и подконтрольна правительству, поскольку 

приходится ему "внучкой", – а вроде и не очень-то". Сечин посчитал, что в этом отрывке автор 

утверждает о неправомерном вмешательстве президента "Роснефти" в деятельность госорганов. 

Второй фрагмент содержал в себе следующую информацию: "… на президентской позиции Игоря 

Сечина … с возможностью … по сути, не отвечать ни за какие свои действия ни перед кем, кроме 

кремлевского покровителя". В этом отрывке, по мнению истца, сказано, "что "Роснефть" никем не 

контролируется и никому не подчинена и не несет ни перед кем ответственности. 

И последний фрагмент, который возмутил Сечина, звучит так:"… хороша ли такая 

бесконтрольность: нельзя приравнять российское государство, от имени которого совершает топ-

менеджерские поступки президент Сечин, ни к нему…". 

Сечин требовал признать спорные суждения не соответствующими действительности, а также 

обязать газету удалить их с сайта и опубликовать опровержение. 

Первое заседание по этому делу состоялось 11 августа. В самом его начале представитель Сечина 

(называть свое имя "Право.Ru" он не захотел) попросил суд отложить заседание, чтобы изучить 

отзыв на иск. Судья Ольга Гусева пошла ему на встречу и слушание отложила на неделю. 

Однако сегодня, 20 августа, юрист Сечина снова заявил ходатайство об отложении. 

– Просто отзыв объемный, – пояснил он. – И за истекший период не удалось подготовить 

возражения на него. К тому же я три дня находился в командировке. 

Однако на этот раз судья Гусева откладывать заседание не стала. Тогда представитель истца 

заявил ходатайство о назначении лингвистической экспертизы. 

– Отзыв сводится к тому, что имеет место оценочное суждение, – обосновывал он свою позицию. 

– Соответственно, для разрешения вопроса о том, является ли оспариваемое суждение 

сообщением о фактах или оценочным суждением, необходимо проведение лингвистической 

экспертизы. 

Представитель "Бизнес Ньюс Медиа" Владимир Румянцев возражал: 



– Мы считаем, что по данной категории дел назначение лингвистической экспертизы не является 

обязательным и необходимым, поскольку мы здесь обсуждаем статью в газете, а не в каком-то 

научном журнале. Статья направлена на широкий круг читателей, и вполне возможно и суду, и 

читателям разобраться в ней без лингвистической экспертизы. Здесь не нужно каких-то 

специальных познаний. 

Предыдущее разбирательство Сечина из-за публикации – с журналистами и издателем русской 

версии журнала Forbes – закончилось в первой инстанции победой менеджера. Лингвистическую 

экспертизу спорных отрывков стороны в суд не представляли, а их "порочащий" характер 

растолковал юрист "Роснефти" Виктор Юзефович: "Это все сообщается в форме скрытых 

утверждений". Судебное решение на 20 августа было еще не опубликовано. 

Судья удалилась в совещательную комнату. А в зал в это время зашла представитель автора статьи 

Анна Крючкова. Спустя 20 минут судья определила ходатайство о назначении лингвистической 

экспертизы оставить без удовлетворения. 

После этого представитель Сечина сделал третье, неожиданное заявление – об отводе судьи. 

– Считаем, нарушены наши права, – говорил он. – Считаем, что есть свидетельства 

необъективности судьи. 

– Возражаем, – парировал юрист газеты Румянцев. – На данной стадии не было необъективности. 

Представитель Харатьяна Крючкова своего коллегу поддержала. 

И судья во второй раз удалилась в совещательную комнату. Однако в итоге оснований для 

удовлетворения заявления об отводе она не нашла. 

Ходатайств больше не было и судья начала докладывать дело. После этого юрист Сечина заявил, 

что у него имеется уточнение к иску. Сечин расширил первый фрагмент, который, по его мнению, 

порочит его честь и достоинство. Теперь не соответствующим действительности он просит 

признать и следующий отрывок: "…Поразительна была, например, история с дивидендами 

нефтяной госкомпании, которые правительству Дмитрия Медведева хотелось использовать как-то 

по-своему, да не вышло, пришлось очень долго обсуждать судьбу этих денег; а уж история 

прошлой недели с налоговым маневром, согласованным было Минфином и Минэнерго, но 

отправленным в корзину одним росчерком пера (т. е. письмом) президента Сечина, – прямо 

символ!" 

Как и процитированные в иске отрывки, этот, по мнению юриста Сечина, носит порочащий 

характер. 

– Полностью не согласны с требованиями, – парировала Крючкова. – Истец, когда формулировал 

требования, вырывал их из контекста. Так, первый абзац – это чисто оценочное суждение. 

Она сослалась на слова "возможность" и "способность" в начале первого спорного абзаца. 

Фразу из этого же абзаца – "отправленным в корзину одним росчерком пера (т.е. письмом) 

президента Сечина" – Крючкова также назвала оценочным суждением. 

– Это явно является журналистским приемом, оценкой, – резюмировала она. 

Указала Крючкова и на то, что материал размещен в газете в разделе "Комментарии". 



– Это специальная полоса, где каждый из авторов может высказать свое мнение, – пояснила она. 

А в конце своего выступления Крючкова сослалась на постановление ЕСПЧ по делу "Хандисайд 

против Соединенного Королевства" от 7 декабря 1976 года. 

– Там сформулирован важнейший принцип, что защита прав журналистов на свободу 

высказываний и мнений применима не только к информации или идеям, которые 

рассматриваются как безобидные, но и в отношении тех, которые задевают, шокируют или 

беспокоят государство или какую-либо часть населения, – объясняла Крючкова, а потом 

процитировала отрывок из постановления ЕСПЧ: "Таковы требования плюрализма, толерантности 

и либерализма, без которых нет демократического общества". 

– Считаю, что журналист [Харатьян] не нарушил нормы законодательства и не нарушил 

материальные блага господина Сечина тем, что выразил свою оценку по определенным фактам, – 

подытожила Крючкова. 

Представитель "Бизнес Ньюс Медиа" Румянцев со всеми доводами Крючковой согласился и 

закончил: "Оснований для удовлетворения иска нет никаких!" 

Судья Гусева начала исследовать доказательства, а после этого представитель Сечина заявил, что 

все-таки хотел бы приобщить к материалам дела имеющиеся у него в распоряжении "неполные" 

возражения на отзыв. Гусевой это не понравилось: 

– Почему на этой-то стадии заявляете такое ходатайство? – посетовала она и объявила небольшой 

перерыв, чтобы юристы ответчиков могли ознакомиться с возражениями. 

После перерыва судья определила возражения на отзыв приобщить к материалам дела, а 

заседание отложить, "чтобы ответчик [Харатьян] смог ознакомиться с уточненным иском", – 

пояснила она. Следующее заседание назначено на 26 августа. 

http://pravo.ru/court_report/view/108811/ 

 

http://pravo.ru/court_report/view/108811/

