
Суд отказал в иске «Новой газете», которая потребовала отменить предупреждение, 
вынесенное Роскомнадзором. 

 

«Таганский районный суд Москвы отказал в иске «Новой газете»: мы оспаривали 
предупреждение, которое вынес Роскомнадзор осенью прошлого года. Тогда за 
подписью зама руководителя ведомства М. Ксензова в газету пришла бумага, из которой 
следовало, что в двух фрагментах статьи Юлии Латыниной «Если мы не Запад, то кто мы?» 
неизвестными чиновниками был обнаружен экстремизм. 

Однако к чему конкретно предъявлялись претензии, объяснено не было. В тексте 
предупреждения лишь приводились смутившие Роскомнадзор куски статьи и 
пространные цитаты из Закона «О противодействии экстремистской деятельности». 
Вступать в переписку было бессмысленно — этот госорган не опускается до ответов на 
официальные запросы, (пожалуй, единственный из всех), и мы пошли в суд, поскольку 
категорически не согласны с выводами безымянных цензоров. 



Но и в суде мы не получили ни одного ответа от представителей Роскомнадзора. Для 
начала они спутали «Новую газету» с неизвестным нам СМИ и долго обличали коллег за 
экстремизм, потом, смутившись, попросили считать конфуз технической ошибкой. 
Фамилию того специалиста, что обнаружил нехорошее в полемическом тексте Юлии 
Латыниной, они не знали, какое у него образование (а вдруг — ветеринар?), 
квалификация и стаж работы в экспертной сфере, пояснить не могли. 

И самое главное — не могли сказать: под какие признаки экстремизма подпадают именно 
эти, выдранные из контекста фрагменты, а не какие-нибудь другие. Ну, например, кого 
конкретно из лиц, замещающих государственные должности, автор будто бы обвинил в 
экстремистских действиях, что само по себе, согласно закону, тоже является 
экстремизмом. В ответ на прямые вопросы в сотый раз бубнили одну и ту же статью ФЗ, 
ссылались на внутренние инструкции и не могли взять в толк, почему именно они — как 
представители государственного органа власти — должны что-либо объяснять. Пришлось 
просветить: согласно Гражданско-правовому кодексу, «обязанность по доказыванию 
обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, его 
законности, <…> возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт» (ч. 1 ст. 
249). 

В итоге решили сослаться на мнение экспертов, к которым Роскомнадзор обратился 
почему-то только после вынесения предупреждения (сами себе не доверяли, что ли?), но 
и до подачи иска «Новой газетой». Специалистов было три: один имеет высокую степень 
магистра (то есть просто вуз окончил) по специальности «преподаватель русского языка» 
и два криминалиста такой же степени (с уклоном в теорию почему-то оперативно-
разыскной работы). В своем заключении эти специалисты сделали одно открытие в 
области филологии: оказывается, слова «экстремизм» и «фашизм» — синонимы, и 
затвердили одну аксиому: Л.Н. Толстого необходимо указывать только лишь с 
инициалами, ибо он классик и иное написание — оскорбление русской культуры 
(сослались на сборник материалов по ЕГЭ). 

«Новая газета» представила три заключения — и исторические, и лингвистические, — 
подписанные признанными экспертами, докторами и кандидатами наук и 
доказывающими, что статья Латыниной не содержит никакого экстремизма и не выходит 
за рамки существующих научных полемик. 

Увы — бесполезно. Хотя представители Роскомнадзора и выглядели как-то неуверенно по 
поводу итогов судебного заседания, неоднократно пытаясь перенести заседание, — 
может быть, конечно, к прениям не были готовы. Потому что в прениях запутались 
окончательно: принялись говорить уже не об экстремизме как таковом, а теперь уже о его 
признаках, которые будто бы содержит статья целиком, — что, мягко говоря, несколько 
разные понятия (за второе вряд ли на законных основаниях можно было вынести 
предупреждение СМИ). А ещё пытались ввести суд в заблуждение, утверждая, что 
предупреждение — это такая профилактическая мера воспитательного характера (ага — 
в угол поставили), которая не влечёт за собой никаких последствий (ну если не считать 
получаемого права в перспективе подать иск о закрытии газеты и то, что на нашем сайте 
статья уважаемого обозревателя, согласно распоряжению Роскомнадзора, висит  в 
кастрированном виде). 



Мы, конечно, будем обжаловать это решение дальше, как и саму практику вынесения 
предупреждений СМИ, когда невозможно даже понять, на каких основаниях это сделано 
и кем. 

Сергей СОКОЛОВ, 
«Новая» 

КАК ЭТО УСТРОЕНО 

У вас есть право обжаловать. Бессмысленное. 

Многочасовые поиски «Новой» и нескольких юристов во всех доступных базах данных ни 
к чему не привели: не удалось найти ни одного судебного прецедента, когда 
Роскомнадзор проиграл бы суд против СМИ, которым было вынесено предупреждение по 
«тяжелым статьям», а не за мат, например. Как правило, под таковыми власть 
подразумевает экстремизм, призывы к массовым беспорядкам и оправдание терроризма. 
Правда, обосновывать свое мнение чиновники службы по надзору в сфере связи не 
научились. Впрочем, наверное, и не надо — суд всё равно верит на слово. 

Еще в конце июня 2010 года Роскомнадзор вынес предупреждение газете «Ведомости» за 
материал, опубликованный после терактов в московском метро. В надзорном органе 
усмотрели в статье «высказывания, которые публично оправдывают террористическую 
деятельность». Несмотря на заявления газеты о том, что они не поддерживают 
терроризм, предупреждение осталось в силе — обжалование в Таганском суде ни к чему 
не привело. 

Пожалуй, наиболее известна судебная эпопея изданий «Грани.ру», «Каспаров.ру» и 
ЕЖ.ру. Напомню, в марте 2013 года Роскомнадзор внёс ресурсы в реестр запрещенной 
информации за «призывы к противоправной деятельности и участию в массовых 
мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». Роскомнадзор тогда 
воспользовался так называемой «поправкой Лугового» (по имени инициатора 
законопроекта Андрея Лугового, ЛДПР), которая даёт право ведомству блокировать сайты 
до решения суда. И Таганский суд Москвы, где рассматриваются все жалобы на 
Роскомнадзор, признал блокировки законными. 

По делу «Граней», например, журналисты имели две основные претензии: сайт СМИ был 
заблокирован без судебного решения. Но блокировка электронного издания фактически 
означает прекращение деятельности СМИ, что, в теории, противоречит соответствующему 
закону. Второе: требования Роскомнадзора даже не были конкретизированы. Редакция 
долгое время вообще не знала, к какому материалу у властей претензии. «То есть 
исходили из того, что весь объём материалов за много лет — запрещённый. Тысячи 
материалов одним махом были признаны экстремистскими», — рассказывает адвокат 
«АГОРЫ» Дамир Гайнутдинов. Только через несколько месяцев, уже на стадии апелляции, 
удалось узнать, что блокировка ресурса произошла из-за информационной заметки о 
задержаниях участников акции в поддержку фигурантов «болотного дела». 

Ещё более абсурдная ситуация произошла с блогом Алексея Навального, который 23 
февраля прошлого года призвал людей прийти в суд на вынесение приговора по 
«болотному делу». Блог заблокировали 13 марта. «Ерунда какая-то — 13 марта 



попытаться не допустить выход людей, который уже состоялся 24 февраля», — говорит 
Гайнутдинов. 

Более-менее мирно удалось лишь «Ленте.ру» разойтись с Роскомнадзором, который в 
марте прошлого года вынес предупреждение за ссылку на страницу с высказываниями 
Дмитрия Яроша. В издании сначала решили, что претензии ведомства вызвало интервью 
спецкора Ильи Азара с главой киевского отделения «Правого сектора» Андреем 
Тарасенко, но в Роскомнадзоре неожиданно претензии сняли, а в «Ленте» удалили 
ссылку на сторонний ресурс. 

Ещё один пример — совсем свежий. 20 января Тверской суд признал законной 
блокировку статьи на сайте The New Times, в которой рассказывалось о движениях, 
выступающих за федерализацию России. Адвокат издания почти полчаса пытался 
выяснить у представителя Роскомнадзора, какие именно фразы в статье пропагандируют 
«массовые беспорядки, экстремизм». В ответ, по данным ОВД-Инфо, представитель 
ведомства пожаловалась, что «её пытаются запутать». 

Так есть ли вообще возможность доказать, что мы не верблюды? Юристы, опрошенные 
«Новой», считают, что в российских реалиях даже лингвистическая экспертиза не 
способна обосновать отсутствие экстремизма. Помочь могут только здравый смысл и 
независимость судебной системы. Но адвокаты, ведущие подобные дела, всерьёз 
сомневаются в наличии и того, и другого. 

На подходе ещё один суд — Роскомнадзор против «Эха Москвы». Радиостанция сегодня 
попытается доказать, что в передаче «Своими глазами» (в которой, по мнению главы 
ведомства, «был разговор о том, что «Правый сектор» — молодцы, защищают свою 
страну») нет «информации, оправдывающей практику военных преступлений». 

Ольга ПРОСВИРОВА,  
«Новая» 

Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/inquests/66978.html 

 

http://www.novayagazeta.ru/inquests/66978.html

