В конце семестра в вузах России стали активнее скачивать из «Библиотеки» статью о юрислингвистике как вузовской учебной дисциплине (профессор Н.Д.Голев, магистр К.А.Лоншакова, КемГУ).
04.12.2023Голев Н.Д., Лоншакова К.А. Юрислингвистика как вузовская учебная дисциплина (на материале учебников и магистерских программ в вузах Российской Федерации): аспектуализированный обзор // Юрислингвистика. – 2023.– 29. – С. 86-97.
Статистика интернет-отдела секретариата ГЛЭДИС зафиксировала: во второй половине ноября и в начале декабря наши коллеги и партнёры в вузах России стали активнее скачивать из «Библиотеки» сайта ГЛЭДИС статью о юрислингвистике как вузовской учебной дисциплине (профессор Н.Д.Голев, магистр К.А.Лоншакова, КемГУ).
- Одной из конкретных причин активного повышения интереса к данной статье (опубликованной в 2023 году в №29 прекрасного журнала "Юрислингвистика", давнего и надёжного партнёра ГЛЭДИС, ссылку на сайт издания см. ниже) по результатам экспресс-опроса наших коллег в ряде регионов России названо приближение сроков сдачи уточнённых учебных планов на второй семестр текущего 2023/2024 учебного года.
Аннотация.
В статье рассматриваются предпосылки и современное состояние юрислингвистики как вузовской учебной дисциплины. Тема «Юрислингвистика в вузе» охватывает в статье три содержательных направления: юридическое, лингвистическое и педагогическое. Отмечается и прослеживается история и современность юрислингвистики в нескольких социальных статусах: юрислингвистика выступает как практическая деятельность, как научное направление, наконец, юрислингвистика включается в качестве отдельной дисциплины в систему вузовского образования и образует целый профиль в рамках направлений подготовки юристов и филологов в высшей школе. Мы показываем в статье истоки и эволюцию данного феномена.
Центральный вопрос работы касается вхождения юридической лингвистики в систему высшего образования. В числе частных задач статьи – представление специфики разработки учебной литературы по направлению «Юрислингвистика».
Конкретно-исследовательская цель статьи – проведение многоаспектного анализа структуры и модальностей опубликованных и используемых в образовательной практике вузовских учебных пособий по юридической лингвистике. Материалом исследования выступил массив учебной литературы по юридической лингвистике, подготовленной начиная с 2000 г. до настоящего времени. В статье осуществляется её аспектуализированный обзор. Основной предмет рассмотрения – модальность и структура учебного издания; основной аспект его изучения вытекает из тезиса: структура и модальность учебного издания во многом определяются не только его видом (жанром), но и целевой аудиторией, к которой оно обращено (филологи, юристы, эксперты, широкая целевая аудитория).
Ключевые слова: взаимодействие языка и права, взаимодействие юриспруденции и филологии, юрислингвистика, юрислингвистика как учебная дисциплина, вузовское образование, магистерская программа, учебник, модальность учебного текста, целевая аудитория.
Из введения.
Вузовское образование по своей сути возникает и функционирует в фарватере социальных потребностей и научного познания. Научное знание – постоянно изменяющийся феномен. Подобно живому организму научная мысль динамично развивается: устанавливаются новые закономерности, старые – подвергаются процедурам верификации, что ведёт к их укреплению, частичному уточнению, корректировке или же опровержению. Из столетия в столетие изменяются «правила науки», фокус внимания учёных смещается от одного аспекта изучаемого объекта к другому в соответствии с вызовами времени. Всё это определяет смену научной парадигмы. Актуальные исследования XXI в. проводятся под эгидой когнитивно-дискурсивной парадигмы. Её ключевые характеристики: антропоцентризм, функционализм, экспланаторность, экспансионизм [Кубрякова 2017: 46; Позднякова 2008: 53]. Последняя из названных черт предполагает расширение связей лингвистики с науками гуманитарного и негуманитарного цикла. Таким образом, тенденцией последних лет в научном лингвистическом сообществе становится, в частности, отход от изучения языка в чистом виде (по выражению Ф. де Соссюра, «языка в себе» [Saussure 1971]) и возрастание интереса к функционированию языка в разнообразных дискурсах во всей полноте взаимосвязей.
Предлагаемая нами тема обсуждения «Юрислингвистика в вузе» охватывает как минимум три содержательных направления: юридическое, лингвистическое и педагогическое. Уже сегодня юрислингвистика существует в нескольких социальных статусах: является практической деятельностью, научным направлением, включается в качестве отдельной дисциплины в вузах или же образует целый профиль в рамках направлений подготовки юристов и филологов в высшей школе. Мы намерены показать в статье истоки и эволюцию данного феномена. Центральный вопрос работы касается вхождения юридической лингвистики в систему высшего образования. В числе частных вопросов здесь – разработки учебной литературы по данному направлению.
Сегодня остро стоит вопрос несоответствия желаемого и реального: общество испытывает потребность в специалистах юрислингвистического направления (всё чаще филологи получают запросы на проведение лингвистических экспертиз спорных текстов, проверку соответствия нормативных текстов требованиям точности, понятности и др.). Вузы в этой связи открывают соответствующие направления подготовки в первую очередь в рамках магистратуры (ср., например магистерскую программу 45.04.01 Филология «Русский язык (юридическая и документная лингвистика)» в Кемеровском государственном университете), а это, в свою очередь, требует снабжения образовательных программ средствами и инструментами обучения. Конечно, опыт разработки учебных изданий по юридической лингвистике имеется, некоторые из них существуют в нескольких переизданиях. И всё же, на наш взгляд, ситуация, сложившаяся в этой области, в определенной мере монополистична: едва ли можно назвать десять книг, обеспечивающих формирование первичных компетенций студентов-первокурсников юрислингвистической магистратуры.
Общетеоретическая цель представляемого в статье исследования – очертить содержательные и методические параметры учебных дисциплин, связанных с юрислингвистикой. Конкретно-исследовательская цель – провести многоаспектный анализ структуры и модальностей опубликованных и используемых в образовательной практике вузовских учебных пособий по юридической лингвистике. Материалом исследования выступил массив учебной литературы по юридической лингвистике, подготовленной начиная с 2000 г. до настоящего времени. Основной предмет рассмотрения – модальность и структура учебного издания; основной аспект его изучения вытекает из тезиса: структура и модальность учебного издания во многом определяются не только его видом (жанром), но и целевой аудиторией, к которой оно обращено (филологи, юристы, эксперты, широкая целевая аудитория).
-
ПОЛНЫЙ ФАЙЛ статьи доктора филологических наук профессора КемГУ Н.Д. Голева и магистра лингвистики К.А. Лоншаковой «Юрислингвистика как вузовская учебная дисциплина (на материале учебников и магистерских программ в вузах Российской Федерации): аспектуализированный обзор» представлен в формате PDF на сайте научного журнала «Юрислингвистика»: http://legallinguistics.ru/article/view/%282023%292914/11462, а также в разделе «БИБЛИОТЕКА» сайта ГЛЭДИС в формате PDF в свободном доступе для чтения и скачивания ЗДЕСЬ: https://rusexpert.ru/public/statjy-pdf/GolevLonsh2023.pdf
Редакция сайта ГЛЭДИС.