Телефоны: +7 (925) 0020022
+7 (903) 7697179

Напоминаем о лучшем в России учебном пособии по судебной автороведческой экспертизе уважаемых коллег Т.П. Соколовой и Е.А. Чубиной (МГЮА имени О.Е. Кутафина).

17.10.2023

В данном пособии представлена система учебных заданий и кейсов, цель которых — формирование у обучающихся круга необходимых знаний, умений и навыков в области судебной автороведческой экспертизы. Задания составлены с опорой на экспертную практику в полном соответствии с требованиями ФГОС ВО (3++) по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза». Многие из предложенных кейсов и заданий основаны на материалах реальных судебных дел. Пособие чрезвычайно полезно студентам и аспирантам юридических и филологических вузов, экспертам-лингвистам, практикующим юристам, научным работникам.

  • Авторы учебного пособия «Судебная автороведческая экспертиза» (368 с.) — опытные и одарённые педагоги кафедры судебных экспертиз и сотрудники Института судебных экспертиз МГЮА имени О.Е. Кутафина, многолетнего партнёра ГЛЭДИС [https://rusexpert.ru/partners/partners-list].

  • Татьяна Петровна СОКОЛОВА — кандидат филологических наук, доцент кафедры СЭ, магистр юриспруденции;  

  • Елена Александровна ЧУБИНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры СЭ, магистр юриспруденции, директор Института судебных экспертиз  МГЮА.

Кафедра создана 30 мая 2005 г. решением Учёного совета МГЮА путём деления кафедры криминалистики. Для работы на кафедре были приглашены видные российские криминалисты и судебные эксперты, входящие в научную школу профессора Е.Р. Россинской. До образования кафедры они уже были широко известны в научных кругах как учёные и опытные эксперты. Елена Рафаиловна Россинская — заведующая кафедрой, один из ведущих специалистов в области криминалистики, теории и практики судебной экспертизы и классик СЭД. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2000 г.), почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2009 г.), доктор юридических наук (12.00.09) (1993 г.), профессор по кафедре криминалистики (1995 г.). Цит. по: [https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24438771_33988320.pdf ].

Одним из важнейших направлений работы кафедры в течение всех лет её существования является эффективная и многоаспектная научно-издательская деятельность. Достойным примером успешной реализации издательской программы кафедры, которой профессор Е.Р. Россинская справедливо уделяет особое внимание, стал выход в свет представляемой нами книги Т.П. Соколовой и Е.А.Чубиной.

  • Соколова Т. П. Судебная автороведческая экспертиза : учебное пособие / Т. П. Соколова, Е. А. Чубина. — Москва : Норма :  ИНФРА-М, 2023. — 368 с. +  вкл. (12 с.). ISBN 978-5-00156-251-1 (Норма). ISBN 978-5-16-017813-4 (ИНФРА-М, print). ISBN 978-5-16-110792-8 (ИНФРА-М, online).

Рецензенты: Е. Н. Ремчукова, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Российского университета дружбы народов; И. В. Огорелков, кандидат филологических наук, начальник отдела лингвистических экспертных исследований ГБУ г. Москвы «МИЦ».

Дисциплина «Судебная автороведческая экспертиза» относится к обязательной части основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» (специализация «Речеведческие экспертизы»).

     Учебное пособие построено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Судебная автороведческая экспертиза», задания, кейсы сгруппированы по основным тематическим блокам. В процессе практической работы студенты не только анализируют конфликтогенные речевые произведения в аспекте решения диагностических и идентификационных задач судебного автороведения, но и оценивают правильность поставленных перед экспертом вопросов, изучают фрагменты экспертных заключений с целью нахождения процессуальных, гносеологических и иных ошибок, совершенствуют собственные профессиональные речевые навыки.

Помимо формирования профессиональных компетенций предлагаемое учебное пособие имеет целью совершенствование и универсальных компетенций обучающихся, связанных со способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.

К числу базовых дидактических принципов, с учетом которых строилось учебное пособие, относятся принцип связи теории с практикой, принцип научности, принцип доступности.

Принципы отбора материала (исследуются живые коммуникативные процессы порождения и восприятия речи), виды заданий, методы и средства обучения — всё подчинено единой цели: подготовить студента к практике экспертной деятельности в области судебного автороведения.

Для составления кейсов и заданий использовались сведения, полученные в результате анализа судебных решений, размещённых на сайтах правовой информации. Форма кейсовых заданий дает возможность активнее реализовывать компетентностный подход в учебном процессе, использовать интерактивные формы проведения занятий.

Даже с учётом ограниченного объема кейса или задания авторы стремились не разрушать целостность текста. Объекты исследования (речевые продукты веб-коммуникации, в том числе размещённые в социальных сетях Meta Platforms Inc., деятельность которой на территории России запрещена, тексты протоколов, судебных решений, экспертные заключения и т. п.) даны с сохранением орфографии и пунктуации источника. Была изъята лишь персонифицированная информация, реальные фамилии заменены вымышленными. Все совпадения авторы просят считать случайными.

С целью сохранения целостности речевых объектов, в которых упоминались Facebook* или Instagram*, примечания о том, что *эти соцсети признаны в России экстремистскими, в тексты не вводились.

Фрагменты из литературных произведений используются в полном соответствии с положениями ст. 1274 Гражданского кодекса РФ в объёме, необходимом для раскрытия экспертной ситуации и достаточном для ее анализа. Тестовые задания, представленные в конце учебного пособия, дают возможность обучающимся проверить свои знания по тематическим разделам дисциплины.

Книгу Т.П. Соколовой и Е.А.Чубиной «Судебная автороведческая экспертиза: учебное пособие» можно приобрести в некоторых сетевых книжных магазинах, в частности, в интернет-магазине Ozon:

https://www.ozon.ru/product/sudebnaya-avtorovedcheskaya-ekspertiza-uchebnoe-posobie-studentam-vuzov-sokolova-tatyana-662614752/?asb=Vq4r2phuA2re0oPGbCfVIdkzjpzlvoPvdju5r3TphWg%253D&asb2=H_Y1idQoKIRTqcBbPE8fqM7O8mZRmiYFO6XZL5VyeAnTx0gOCvaNvoeqw0soERYh&avtc=1&avte=2&avts=1697395280&keywords=%C2%AB%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%3A+%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%C2%BB

     Настоятельно рекомендуем учебное пособие уважаемых коллег и партнёров ГЛЭДИС Татьяны Петровны СОКОЛОВОЙ и Елены Александровны ЧУБИНОЙ для активного использования в 2023/2024 учебном году. Авторам книги от всей души желаем новых творческих успехов и достижений!

Секретариат правления ГДЭДИС.