Телефоны: +7 (925) 0020022
+7 (903) 7697179

К завершению учебного года: рекомендуем полезную коллекцию выпусков программы «Говорим по-русски» О.Северской на интернет-платформах и в соцсетях.

27.06.2023

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН  успешно реализует в рамках сотрудничества с Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина видеоверсию популярной ранее в течение многих лет  в эфире р/с "Эхо Москвы" радиопрограммы «Говорим по-русски!» – о новом и интересном в русистике, в русском языке и его преподавании.

С ведущим научным сотрудником ИРЯ РАН и доцентом ГосИРЯ имени А.С.Пушкина Ольгой Игоревной Северской беседуют исследователи и преподаватели лучших центров развития русистики.

Запуск проекта состоялся в январе 2023 года: на канале «Говорим по-русски!» и канале ИРЯ РАН можно было посмотреть пилотный выпуск «Феминитивы: проблема языковая или социальная?», в котором экспертами выступили Ирина Фуфаева, научный сотрудник лаборатории социолингвистики РГГУ, автор книги «Как называются женщины», и Андрей Щербаков, руководитель департамента научной деятельности ГосИРЯ имени А.С.Пушкина.

Интернет-портал «Грамота.Ру».

http://gramota.ru/lenta/news/8_103

<><><><><><><><><><><>

Первый анонс создателей нового цикла:

«Говорим по-русски» - образовательная передача, посвящённая русскому языку и его особенностям. Выходила с 1998 по 2022 год на радио «Эхо Москвы». Программу вели Ольга Северская, Марина Королёва, Ксения Ларина, Оксана Пашина. С 2015 года в каждом выпуске программы Ольга Северская и Оксана Пашина обсуждали с гостями-экспертами одну из актуальных или вызывающих постоянный интерес тем. В фокусе внимания были и «перлы» недели, и «слово недели», которое определялось с помощью голосования. Мы продолжаем эту традицию.

Видеоархив доступен на ютуб-каналах ИРЯ РАН и проекта «Говорим по-русски».

<><><><><><><><><><><>

  • О современной лексикографии и словарях - с Александрой Ольховской.

Словарь – это вселенная, выстроенная в алфавитном порядке. Кто хоть раз не слышал это определение, данное Анатолем Франсом? К словарям мы, конечно, обращаемся, но не так часто и не так «культурно», как хотелось бы тем, кто их создаёт.

В новом выпуске Ольга Северская говорит о современной лексикографии и словарях с заведующей лабораторией филологических исследований Института Пушкина Александрой Ольховской. Посмотрев видео, вы узнаете: - о том, какие словари сегодня нужны; - что такое "интернет-лексикография"; - о роли словаря в современном мире; - о культуре пользования словарём.

https://www.youtube.com/watch?v=IoOG-th8CYI

<><><><><><><><><><><>

  • Окей, Нейросеть: что такое Гугл?

В последние несколько месяцев мы наблюдаем стремительное развитие нового вида коммуникации в системе «человек – компьютер», а именно общение с чат-ботом ChatGPT, который владеет несколькими языками, в том числе русским. Анна Пестова, к.ф.н., научный сотрудник отдела современного русского языка ИРЯ РАН, и Левон Саакян, к.ф.н., доцент кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина, пообщались с Нейросетью и делятся этим опытом. Посмотрев видео, вы узнаете: - чем отличаются запросы к ChatGPT и поисковым системам типа Google и Yandex; - есть ли у нейросети понятие об этике и почему она разговорную речь часто считает неприличной; - доступны ли ChatGPT поэтические тонкости и русская метрика; - можно ли сказать, что с появлением ChatGPT человек начинает взаимодействовать с компьютером не как с машиной, а как с человеком. И многое другое.

https://www.youtube.com/watch?v=SWfTh4gn0g0

<><><><><><><><><><><>

  • Борис Иомдин о проекте "Узнал новое слово".

Не кричите чаечкой, если чего-то не понимаете. Не стоит также ломать межушный ганглий или греть голову. Просто зайдите на телеграм-канал "Узнал новое слово" (t.me/UznalSlovo) и пополните словарный запас, а заодно примите участие в научных исследованиях. Борис Иомдин, заведующий сектором теоретической семантики ИРЯ РАН, научный сотрудник Яндекса, рассказывает о своём проекте и о том, где берутся и зачем нужны новые слова. Интервью ведут Ольга Северская и Оксана Пашина.

https://www.youtube.com/watch?v=A6qokLkRtNM 

<><><><><><><><><><><>

  • Окей, Нейросеть: что такое Гугл?

В последние несколько месяцев мы наблюдаем стремительное развитие нового вида коммуникации в системе «человек – компьютер», а именно общение с чат-ботом ChatGPT, который владеет несколькими языками, в том числе русским. Анна Пестова, к.ф.н., научный сотрудник отдела современного русского языка ИРЯ РАН, и Левон Саакян, к.ф.н., доцент кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина, пообщались с Нейросетью и делятся этим опытом. Посмотрев видео, вы узнаете: - чем отличаются запросы к ChatGPT и поисковым системам типа Google и Yandex; - есть ли у нейросети понятие об этике и почему она разговорную речь часто считает неприличной; - доступны ли ChatGPT поэтические тонкости и русская метрика; - можно ли сказать, что с появлением ChatGPT человек начинает взаимодействовать с компьютером не как с машиной, а как с человеком. И многое другое. Ведёт программу Ольга Северская.

https://www.youtube.com/watch?v=SWfTh4gn0g0

<><><><><><><><><><><>

  • "Евгений Онегин" А.С. Пушкина: начало.

Выпуск программы посвящён 200-летию со дня рождения «Евгения Онегина» А.С.Пушкина: 21 мая 1823 года (по новому стилю) А.С.Пушкин начал работу над своим романом в стихах, совершившим революционный поворот как в литературе, так и в языке. Эльмира Маратовна Афанасьева, д.ф.н., главный научный сотрудник Института Пушкина, и Николай Викторович Перцов, д.ф.н., главный научный сотрудник ИРЯ РАН знакомят нас: - с началом работы А.С.Пушкина над романом, - с документами, отражающими замыслы поэта, - с особенностями структуры и текста романа.

https://www.youtube.com/watch?v=MKvrNEdoz3Q&t=3s

<><><><><><><><><><><>

  • Заимствования или слова-"иноагенты"?

Вокруг заимствований сегодня опять много споров. С одной стороны, без них не обходится ни один язык. С другой, обидно, что иногда заимствования вытесняют из речи уже существующие и точно передающие смыслы слова. Арина Жукова, к.ф.н., заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина, и Ольга Северская, к.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН, обсуждают: • что делать с квизами, квестами, кейс-технологиями и другими терминами-заимствованиями в сфере образования; • зачем нам митболы, тем более рыбные, если уже есть фрикадельки; • чем худи лучше толстовки или «кенгуру» и откуда взялась «фуфайка лонгслив»; • стали ли русскими хайп, кринж и краш; • можно ли считать «абсолютно», «можно, пожалуйста», «как по мне» замаскированными словами-«иноагентами».

https://www.youtube.com/watch?v=UIZHiWjbk2Y

<><><><><><><><><><><>

  • Выходим на обратную связь с Анастасией Лушевой.

Когда мы говорим, мы не только произносим что-то осмысленное и членораздельное, но и "мгкаем" и "агакаем". Зачем? Так мы даём "обратную связь" собеседникам. Об обратной связи и ее формах рассказывают Анастасия Лушева, выпускница магистратуры Института Пушкина, и ее друзья-коллеги Елена Кайгородова, Владимир Борисов и Никита Боков.

https://www.youtube.com/watch?v=uGu5C_po1LE&t=62s

<><><><><><><><><><><>

  • Языковые приключения иностранцев в России.

Легко ли учить русский язык? Что мотивирует бороться с трудностями? Как разобраться, что на стол кладут, а что ставят, почему пошли грибы и убежало молоко, и что за человек такой - больно шибко умный? Почему самым трудным словом вдруг стало "яйцо"? Об этом рассказывают Элиза Галассо, Ли Цзинь, Брахима Тогола, магистранты Института Пушкина, а ведет программу их одногруппник - Андрей Акулов.

https://www.youtube.com/watch?v=u3urafzirKY

<><><><><><><><><><><>

  • Речевые клише: прагматика и социокультурный контекст. С Натальей Брагиной.

Наталья Брагина, доктор филологических наук, профессор Института Пушкина, говорит о речевых клише, которые: - всегда присутствуют в нашей речи и всегда эмоционально окрашены; - имеют разные функции в зависимости от того, кто, что, когда и зачем говорит; - несут особую социокультурную информацию.

https://www.youtube.com/watch?v=15VyhOjyq6w

<><><><><><><><><><><>

  • Сленг, сленг, сленг! О жаргоне в современной речи.

Почему слово "сленг" мы повторили три раза? Потому что говорили о трёх его разновидностях: молодёжной, профессиональной и общеупотребительной. В программе приняли участие: Анастасия Соломонова, декан филологического факультета Института Пушкина, расспрашивавшие её Ольга Северская и Владислав Рыбалко, а также магистранты Института Пушкина. Посмотрев видео, вы узнаете: - можно ли доверять исследованию языка зумеров, опубликованному в Дзене; - есть ли непроницаемая граница между сленгом разных поколений; - что такое "рунглиш" и стоит ли его "юзать" в обычной жизни; - как формируется общий жаргон и каковы его источники.

https://www.youtube.com/watch?v=2uyrxnrusJI

<><><><><><><><><><><>

  • Уроки орфографии с Еленой Арутюновой и Владимиром Пахомовым.

Орфография - это трудно? Нет, если у вас есть "дружелюбный" орфографический словарь, с которым вы встретились уже в начальной школе! "Объяснительный орфографический словарь для 1-4 классов" и создали Елена Арутюнова и Владимир Пахомов, сотрудники отдела культуры речи Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, члены Орфографической комиссии РАН, первые лица популярного портала «Грамота.ру». В нашем видео: - Легко ли было вжиться в образ младшего школьника? - Какие новые слова, кроме "айфон" и "сегвей", были включены в словарь? Что за слова "на вырост" появились в словнике? - Что объясняется в словаре и можно ли его назвать словарем-учебником? - как связан этот словарь с академической традицией? Это видео мы писали в ИРЯ РАН, сняла и смонтировала программу Полина Шаморгина, студентка Института Пушкина. Ставьте ей лайки! И подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать премьеры!

<><><><><><><><><><><>

  • Коммуникативные запреты нашего времени глазами Владимира Карасика.

Коммуникативный запрет — это не «стоп-лист», а добровольный отказ от той или иной модели речевого поведения. Таково видение обсуждаемой проблемы Владимира Ильича Карасика, доктора филологических наук, профессора кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина, одного из известнейших дискурсологов. Мы говорили о том, как обойтись без патетики, почему важно "не тормозить", зачем скрывать свою увлечённость учебой и работой, а ещё - о новых коммуникативных вызовах времени.

https://www.youtube.com/watch?v=qMjxD1P6yR8

<><><><><><><><><><><>

  • Как нейросеть видит язык и литературу?

Нейросети пишут романы, сочинения и дипломы, создают иллюстрации к текстам, визуализируют слова и выражения…Вот мы и решили поговорить о нейросетях и их видении языка и литературы. И провести КОНКУРС среди подписчиков: надо разгадать, какие выражения стоят за пятью картинками, разбросанными по видео. Подпишитесь на наши каналы в YouTube и Телеграме (https://t.me/echoporusski) - и вперед! Условия конкурса - в самом начале выпуска. А далее: - что может нейросеть-писатель, а что ей пока не доступно; - как отличить опус искусственного интеллекта от сочинения школьника; - как нейросеть-рэпер сочиняет панчлайны; - может ли сеть визуализировать переносные смыслы образных выражений и как она вообще иллюстрирует текст. Этот выпуск подготовили и провели студенты и магистранты Института русского языка им. А.С.Пушкина - при участии постоянной ведущей Ольги Северской.

<><><><><><><><><><><>

  • Что значит "запрет на иностранные слова"? Комментарий Ольги Северской.

Что и для кого означает внесение в "Закон о государственном языке РФ" параграфа о «недопустимости применения иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, которые зафиксируют в нормативных словарях»? Что делать со словарями, которые внесли "неузаконенные" слова? Нужен ли стоп-лист "слов-иноагентов"? Нужно ли регулировать их употребление или стоит довериться языку? Об этом - комментарий Ольги Северской, кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника ИРЯ РАН.

<><><><><><><><><><><>

  • Русская разговорная речь и «странные» оценки.

Может ли хлам быть ценным и при этом ужасно красивым? А какая-нибудь мура или чепуха жутко полезной? Анна Занадворова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела современного русского языка ИРЯ РАН, уверена: может. И рассказывает, как выражаются оценки в разговорной речи.

<><><><><><><><><><><>

  • Владимир Пахомов - о языке и профессионализме журналистов.

Журналистов принято ругать: и знают мало, и ошибки делают, а уж как обращаются с русским языком... Владимир Пахомов, главный редактор "Грамоты.ру", научный сотрудник Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН, считает, что не все так плохо и что, прежде чем спрашивать, филологи могли бы чем-то журналистам помочь. И делится своим взглядом на то, что значит "профессиональное владение языком" в эфире. И делится своим взглядом на то, что значит "профессиональное владение языком...

<><><><><><><><><><><>

  • Как звали Бориса Годунова и зачем человеку много имён? Рассказывает Фёдор Успенский.

Фёдор Успенский, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, рассказывает о лингвистическом расследовании, касающемся Бориса Годунова и его семьи, и о средневековой традиции многоименности, актуальной и для царя Бориса, и для современности. Ведёт программу Ольга Северская, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН. О двойных именах сегодня говорит Елена Кайгородова, магистрант ГосИРЯ имени А.С.Института Пушкина. Программа учитывает и материалы книги Ф.Б.Успенского и А.Ф.Литвиной "Годунов в кругу родни (биографические разыскания)", доступной в полной версии на сайте ИРЯ РАН.

<><><><><><><><><><><>

  • Язык: диктат или вольница?

Левон Саакян, к.ф.н., доцент кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина, и ведущая программы Ольга Северская, к.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН, обсуждают: - кто кем управляет - язык нами или мы языком? - чем глокая куздра отличается от спящих зелёных идей? - почему французы считают двадцатками, а русские десятками и при чем тут пальцы на наших конечностях? - существуют ли языки с ярко выраженной идеей демократии? - можно ли создать свободный ото всего язык? Не забывайте ставить лайки - этим вы поддерживаете канал и авторов! И ваши комментарии нам тоже очень нужны и интересны!

<><><><><><><><><><><>

  • Как звучит слово в эфире? Филологи и журналисты об ошибках и о том, как их исправлять.

В программе сегодня: - Владимир Пахомов, Арина Жукова, Никита Боков и Святослав Кудряшов о том, что значит "профессиональное владение русским языком"; - Надежда Хохлина о казусах произношения; - Мария Каленчук о новом подходе к акцентологии и новом словаре в помощь, в том числе, и журналистам; - Ольга Северская о "серийных ошибках" из сериалов; - Наталья Прокофьева и Екатерина Щеглова о проекте DATASLOV. Не стесняйтесь ставить лайки! Они нам очень помогут!

<><><><><><><><><><><>

  • Профессиональное ударение: мифы и реальность.

Мария Леонидовна Каленчук, д.ф.н., профессор, заведующая отделом фонетики ИРЯ РАН, председатель Орфоэпической комиссии РАН, и Ольга Игоревна Северская, к.ф.н., ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН, обсуждают в этом выпуске программы «Говорим по-русски!»: - можно ли говорить о сугубо профессиональном произношении, - как отделить профессиональный вариант произношения от просторечного и общепринятого и т.д.

<><><><><><><><><><><>

  • Чему учат в школе РКИ? Языку, культуре и... бизнесу!

Русский как язык культуры и бизнеса - вот главные профили работы Зимней школы РКИ, которая скоро начнёт работу в Институте Пушкина. Заглянуть в учебный план помогут Галина Купцова, начальник Центра обучения русскому как иностранному, и Тамара Каргы, старший преподаватель Центра. Какие речевые действия и ситуации будут отработаны? Как выглядит лингвокультурологический аспект программы? Какие ситуации делового общения будут в фокусе внимания? Что включается в лексикон сферы бизнеса и коммерции? Смогут ли выпускники школы РКИ "проокать договор" и "пропушить оплату"? Обо всем специалисты ЦОРКИ рассказали ведущей "Говорим по-русски!" Ольге Северской. Не забывайте ставить лайки, они помогают продвижению проекта!

https://chclip.net/video/foReu1kSlzA/чему-учат-в-школе-рки-языку-культуре-и-бизнесу.html

<><><><><><><><><><><>

  • Тургеневская девушка, человек в футляре, лишние люди и другие.

Как вошли в язык и преобразились известные литературные типажи и персонажи? Об этом рассказывают Ксения Киселёва и Анастасия Козеренко, фразеологи из Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Посмотрев видео, вы узнаете: - что такое идиома с "культурной составляющей"; - чем "тургеневская девушка" отличается от "кисейной барышни" ; - что такое "бальзаковский возраст" и как он менялся с течением времени; - хорошо или плохо быть "человеком в футляре";- как ведут себя в языке "маленький человек" и "лишние люди".

https://www.youtube.com/watch?v=GeVHeWzPWYI

<><><><><><><><><><><>

Редакция сайта ГЛЭДИС.