Рекомендуем новый интересный номер научного журнала «Филология и человек», №2 за 2023 год.
11.08.2023Периодическое научное издание, освещающее результаты исследований антропоцентрической и функциональной направленности в области литературоведения, языкознания, фольклористики, журналистики. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связей и охраны культурного наследия (свидетельство ПИ ФС 77-81381 от 16.07.2021г.).
Издаётся с декабря 2007 года. Выходит 4 раза в год.
Журнал распространяется по подписке. Подписка осуществляется через отделения Почты России. Подписной индекс – П 5843.
С 10 октября 2008 года входит в «Перечень ведущих рецензированных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Каждой статье присваивается индекс DOI. Журнал включен в РИНЦ как периодическое издание (журнал). Статьи публикуются на русском и английском языках. Все материалы публикуются в журнале бесплатно.
Главные идеи журнала
Выход журнала обусловлен качественными изменениями в современной филологии. В число ее базовых объектов, наряду с текстом и естественным языком, в конце ХХ – начале ХХI в. стал входить человек (точнее: Homo Loquens).
Тем самым меняется облик филологических наук и дисциплин, филологии в целом, характер её связей с другими науками, изучающими разные грани человека. Содружество литературоведения и языкознания, фольклористики и журналистики получает отчётливое общее ядро, в создании которого существенную роль играют три человекоориентированные области знания: гуманитарная семиотика, филологическая герменевтика, теория текста. Именно эти три дисциплины оказались значимыми в осуществлении антропоцентрического поворота в филологии.
Основная тематика журнала: гуманитарная семиотика, филологическая герменевтика, теория текста, исследование мифопоэтики и семиотики русской литературы, филологическое исследование коммуникации и риторики общения, осмысление и описание русского, алтайского и западноевропейских языков в русле идей антропоцентризма и развитие филологического учения о региональном этносе.
Авторы
Авторами журнала являются филологи, работающие в вузах, научных учреждениях и различных организациях России и зарубежных стран, докторанты, аспиранты и студенты. Редколлегия приглашает к сотрудничеству исследователей, преподавателей, практиков – всех тех, кому интересна тема «филология и человек», для кого человек есть цель и смысл его деятельности в области филологии.
Главный редактор
Доктор филологических наук профессор Т.В.ЧЕРНЫШОВА
Структура журнала
В журнале представлены следующие разделы:
• «Статьи»; • «Научные сообщения»; • «Проблемы филологического образования»; • «Филология: люди, факты, события»; • «Обзоры»; • «Критика и библиография».
-
СОДЕРЖАНИЕ журнала «Филология и человек» № 2 за 2023 год: DOI_disc_logo: https://doi.org/10.14258/filichel(2023)02 http://journal.asu.ru/pm/issue/view/641
Важная деталь: на сайте журнала название каждой статьи и заметки в новом номере дано в виде активированной ссылки, что обеспечивает быстрый доступ к аннотации (далее – к полному тексту) именно той публикации, которая заинтересовала читателя, и делает прочтение и использование текста выбранной статьи, научного сообщения удобным и комфортным.
С Т А Т Ь И
Н.Ю. Шнякина. Репрезентация количественного аспекта абстрактных объектов в немецком инженерном дискурсе (на примере сложных имён существительных) https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-01
Ключевые слова: языковая репрезентация, сложное существительное, абстрактный объект, инженерный дискурс, количество, семантико-когнитивный метод.
Аннотация
В статье описываются языковые средства выражения количественной стороны абстрактных объектов в немецком инженерном дискурсе. Посредством семантико-когнитивного анализа в работе исследуется когнитивный, номинативный и коммуникативный потенциал сложных существительных, отражающих совмещённое знание об абстрактном объекте инженерной сферы и способе осмысления его количественной характеристики. Когнитивный потенциал подобных построений заключается в возможности сегментации действительности и осознании синтеза абстрактного объекта и его признака. Исследование показало широкое распространение языковых средств с параметрическими значениями: мощность / объём, большое количество, степень; их использование в составе сложных слов свидетельствует об осознании человеком собственно абстрактных и отвлечённых понятий как сущностей, которые могут быть измерены. Номинативная значимость характеризуется продуктивностью описанной словообразовательной модели. Коммуникативная важность состоит в возможности оперирования подобными языковыми единицами в реальных условиях общения и их детализации посредством дальнейших вербальных уточнений.
М.С. Богославцева, Л.И. Миляева. Английский язык теологии и его специфика https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-02
Ключевые слова: теологический дискурс, религиозный дискурс, модус дискурса, теологическая терминология, денотативное значение, коннотативное значение.
Аннотация
Статья посвящена специфике англоязычного теологического дискурса и различным интерпретациям данного термина. В первой части статьи авторы фокусируют внимание на лексических особенностях и семантико-синтаксических особенностях исследуемых текстов. Во второй части авторы проводят разграничение между терминами «модальность теологического дискурса» и «модус теологического дискурса», разделяя точку зрения Т.В. Шмелёвой в пользу термина «модус теологического дискурса». Определение понятия «модус теологического дискурса» и классификация модусов выполнены с опорой на труды британского теолога Джона Маккуори. Подробно описывая характеристики представленных модусов, авторы обращают особое внимание на использование эмпирического модуса не только как чисто теологического, но и для описания актуальных глобальных проблем, которые попали в поле зрения теологов – таких как деградация окружающей среды в результате антропогенных факторов. Тема экологии в теологии – эко-теология – представляет собой новое направление в исследовании английского языка теологии.
И.Н. Клевакина, Н.В. Мельник. Лингвоперсонологическое осмысление аксиологических доминант профессионального кинокритика https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-03
Ключевые слова: аксиологическая доминанта, аксиологическая языковая картина мира, лингвоперсонологическое осмысление, профессиональная языковая личность.
Аннотация
Статья посвящена лингвоперсонологическому осмыслению аксиологических доминант в текстах кинорецензий профессиональной языковой личности. Материалом исследования выбраны критические тексты на фильмы профессионального кинообозревателя и журналиста А.В. Долина. На основе результатов анализа текстов кинорецензий реконструирована аксиологическая картина мира автора, аксиологические доминанты сгруппированы по критериям объективности и субъективности. Группа объективных аксиологических доминант выделена на основании обусловленности текстом и разделена на два типа. Первый тип базируется на восприятии языковой личностью вторичного текста (жанра кинорецензии). Второй тип связан с осмыслением языковой личностью первичного текста (фильма как объекта рецензирования). Группа субъективных аксиологических доминант обусловлена индивидуально-авторской аксиологической картиной мира. Гипотеза, включающая в себя предположение об объективной сущности аксиологических доминант, подтвердилась лишь частично.
К.Д. Войцех. Роль внутреннего контекста кинематографического произведения в создании и понимании языковой игры (на материале телесериалов “The Sandman”, “Anne with an E” и “Shadow and Bone”) https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-04
Ключевые слова: языковая игра, контекст, внутренний контекст, дискурс, кинематографический дискурс, кинодискурс.
Аннотация
Уже долгое время учёные обращают своё внимание на понятие контекста в языкознании и смежных науках. Однако до сих пор понятие контекста не имеет однозначного определения и разработанной классификации. В рамках данного исследования был выявлен особый тип контекста, а именно внутренний контекст кинематографического произведения, который охватывает информацию о времени и месте действия, личности коммуникантов и коммуникативные ситуации в рамках рассматриваемого произведения. Предметом исследования выступает контекст, а точнее роль внутреннего контекста в понимании языковой игры в телесериалах последнего десятилетия. Было установлено, что внутренний контекст кинодискурса является неотъемлемым фактором создания языковой игры и играет ключевую роль в её понимании в кинопроизведениях, поскольку зачастую без контекстной информации мы не можем отнести рассматриваемые случаи к языковой игре. Наконец, мы считаем, что понятие внутреннего контекста произведения может выходить за рамки кинодискурса и может быть использовано при рассмотрении дискурса художественного, песенного и т.д.
А.Э. Ефремова. Английский язык методом цифровой печати как форма визуального языка и альтернативный способ коммуникации (на примере надписей и принтов на одежде и обуви) https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-05
Ключевые слова: альтернативная коммуникация, английский язык, цифровая печать, визуальный язык, глобализация.
Аннотация
В статье рассмотрены неотъемлемые атрибуты человека современного общества – одежда и обувь с надписями на английском языке ‒ как феномен «говорящей одежды». Данный феномен изучается с точки зрения взаимодействия языка и культуры в условиях постмодернизма как один из альтернативных способов коммуникации глобального масштаба, как способ передачи сообщений, идей, вербального и невербального, как визуальный «язык», использующий технологии цифровой печати. В рамках предпринятого исследования анализируется соответствие данного способа коммуникации коммуникативной модели Р. Якобсона и Ю. Лотмана. Продемонстрировано существование общих элементов модели Якобсона, Лотмана и модели опосредованного общения через восприятие принтов/надписей на одежде; обосновано и подтверждено иллюстративными примерами существование двух направлений канала коммуникации – «Я – ОН» и «Я – Я» для данного способа коммуникации.
К.В. Смирнов. Искусители, жертвы, свои и чужие в пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники» https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-06
Ключевые слова: чужой, пространство, персонажный уровень, конфликт, жертва, прошлое и будущее, статичность, динамика.
Аннотация
В данной статье исследуется такое контекстуальное качество героинь А.Н. Островского как жертвенность. Ввиду многогранного анализа героини-жертвы был предложен вариант создания нового понятия – понятия «выведенности» ‒ характеристики центрального образа, в основе которого акцентуация на определенного героя, функционирующего в рамках художественной реальности и испытывающего прямое воздействие со стороны других героев, диалоги с которыми выстраивают целостность главной героини, возводя его в статус архетипического. Цель работы состояла в комплексном анализе образов героинь А.Н. Островского как системообразующего аспекта всей идейной модели его произведений. Подходящими для этого методами стали структурно-описательный, описательно-функциональный и сравнительно-исторический. Доказано, что женские образы А.Н. Островского и их функционирование стали одним из основополагающих элементов развития русской литературы, отражающей всю глубину проблемы роли женщины в обществе девятнадцатого столетия. Для написания данной статьи были использованы труды К.Г. Юнга, А.Ф. Лосева, В.Н. Топорова и проч.
А.И. Куляпин. Психобиография вождя: Ленин в рассказах для детей Михаила Зощенко https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-07
Ключевые слова: детская литература, фрейдизм, психобиография, фобии, мемуаристика.
Аннотация
Зощенко проделал огромную аналитическую работу, изучив множество жизнеописаний исторических деятелей прошлого. В чужих биографиях писатель старался обнаружить психологические комплексы, сходные с его собственными. В цикле «Рассказы о Ленине» заглавный герой предстает как воплощение «я-идеального» Зощенко. Ленин легко справляясь с фобиями, от которых писатель страдал на протяжении всей жизни. Вождь превращен в зеркального двойника автора. Для достижения такого рода зеркальности писатель корректирует некоторые факты из ленинской биографии – внешне почти незаметно, но на самом деле весьма существенно. Революционную деятельность Ленина Зощенко интерпретирует по-фрейдистски – как бунт против отцовского мира. При этом Ленин в цикле Зощенко предстает как антипод эдипальных отцов. Он проходит путь от бунта против отцовского мира к функциональному замещению отца. После победы революции Ленин, как показано в рассказе «О том, как Ленину подарили рыбу», делается символическим Отцом уже всем детям страны.
Ю.Ю. Кравинская, Е.М. Караваева. Проблема идентичности в контексте критического изучения постколониальной литературы https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-08
Ключевые словнациональная идентичность, постколониальная литература, гибридность, диалог культур.а:
Аннотация
В статье обсуждаются подходы российских литературоведов к вопросу изменчивой структуры национальной идентичности в произведениях авторов-постколониалистов. Авторское стремление презентовать процесс трансформации идентичности, закрепить и художественно осмыслить идентификационные изменения, произошедшие под влиянием взаимодействия культур колонизатора и колонизированного, рассматривается как фактор, объединяющий постколониальное поле исследования литературы. На основе проведенного анализа продемонстрировано, что общей задачей ученых является определение характера влияния единого историко-культурного контекста колонизации и взаимодействия двух культур в одном культурном пространстве на идентичность и творческий путь авторов. В фокусе внимания находятся изыскания художественного своеобразия презентации национальной идентичности, характер вовлечения определенной национальной группы в процесс колонизации, диалогическая природа процесса гибридизации культурного пространства и языковедческая сторона презентации идентичности в постколониальной литературе.
Н А У Ч Н Ы Е С О О Б Щ Е Н И Я
С.В. Беликов. Роль ассоциативного эксперимента в формировании лингвокультурного концепта «ХАРБИН» https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-09
Ключевые слова: структура концепта, ассоциативный эксперимент, ХАРБИН.
Аннотация
В статье на основании теорий концепта Ю.С. Степанова, В.В. Колесова, С.Г. Воркачева, В.А. Масловой и др. сделана попытка рассмотреть концепт ХАРБИН в лингвокультурном контексте. Описан проведенный по методу И.А. Стернина ассоциативный свободный и направленный эксперимент для выделения ядра концепта и его периферии. Респонденты разных возрастных групп, как среди русских, так и китайцев, называли 3–6 ассоциатов на слово-стимул Харбин, что позволило все ассоциации обобщить и выделить в группы по принципу род-вид. Была подтверждена гипотеза о том, что предметно-понятийные или вещные ассоциации зависят от национальности, уровня образованности, а также от возраста респондентов. Сопоставление ассоциативных полей может дать богатый материал для освоения и понимания языка в его этнокультурной специфике. Обращение к ассоциативно-семантическим полям слов в качестве вербального выражения концептов можно использовать в преподавании языка в национальной аудитории.
Д.Р. Миниярова, А.В. Уразметова. Годонимическая система Лондона как отражение культурно-языкового ландшафта https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-10
Ключевые слова: топоним, урбаноним, годоним, название улицы, культурно-языковой ландшафт.
Аннотация
В статье проводится исследование культурно-языкового ландшафта города Лондона сквозь призму его годонимической системы. Материалом исследования послужили названия улиц Лондона, полученные методом сплошной выборки из топонимических словарей, топографических карт и Интернет-ресурсов. В результате анализа мотивационной основы годонимической лексики исследуемые языковые единицы были подразделены на следующие типы: антропогодонимы, топогодонимы, зоогодонимы, фитогодонимы, ландшафтные годонимы, характеризующие годонимы и годонимы, связанные с практической деятельностью человека. Проведённый количественный анализ исследуемого материала позволяет выявить особенности годонимической системы Лондона и его культурно-языкового ландшафта. Годонимы являются неотъемлемой частью имиджа любого города, они формируют систему, образующую яркую картину культурно-языкового пространства города. Изучение данной системы позволяет выявить культурно-ценностные приоритеты нации, а также проследить динамику их развития.
И.А. Широких. Эмотивный потенциал риторических вопросов и его реализация в текстах англоязычных песен https://doi.org/10.14258/filichelfilichel(2023)2-11
Ключевые слова: авторское восприятие ситуации (контекста), риторические вопросы, текст песен, уровень грамматики, эмоциональная составляющая.
Аннотация
В статье рассматриваются риторические вопросы с точки зрения их значимости при интерпретации эмоционального состояния говорящего. Автор предлагает толкование данной грамматической единицы в контексте теорий, предложенных зарубежными лингвистами, одна из которых определяет риторические вопросы как down-toner, «смягчители высказывания». Теоретические положения сопровождаются примерами из текстов англоязычных песен двух лонгплеев британской группы The 1975, A Brief Inquiry Into Online Relationships (2018) и Notes On A Conditional Form (2020). При создании песни автор текста целенаправленно использует риторические вопросы, связанные с такими коммуникативными функциями, как выражение предпочтения (структура предпочтения) или создание атмосферы благоприятствования; утвердительные риторические вопросы либо вопросы, содержащие элементы грамматического/ лексического отрицания; риторические вопросы, начинающиеся вопросительным словом why (wh-вопрос). Целью становится выражение и донесение до слушателя (или читателя) разнообразия эмоций, которые испытывает сам исполнитель.
С.Н. Усманова, Д.А. Хамраева. Сопоставительная классификации омонимов в русском и узбекском языках https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-12
Ключевые слова: омонимия, классификация, сопоставительная, русский и узбекский языки, омоформы, лексические омонимии, словообразовательные омонимы, литературный язык.
Аннотация
В статье рассматривается сопоставительная классификации омонимов в русском и узбекском языках, связь омонимии с многозначностью, а также омонимия изучается в аспекте системной организации лексики и связей со словообразованием. Представлена классификация непроизводных и производных омонимов русского и узбекского языков с учётом способов их образования, производности и непроизводности лексем в зависимости от их взаимодействия в словообразовательном гнезде. В статье также речь идёт об особенностях и отличительных свойствах лексических, словообразовательных омонимов, приведены примеры отражённой омонимии в системе словообразовательных гнезд, а также различие омонимов в узбекском языке по своему внутреннему строению и внешнему виду, деление омонимов на группы в зависимости от материала, содержания и графических форм. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что явление омонимии в русском и узбекском языках имеет регулярный и системный характер.
Г.М. Маматов. Образы огня и света в цикле Вильгельма Мюллера «Зимний путь» http://journal.asu.ru/pm/article/view/11810
Ключевые слова: В. Мюллер, лирика, поздний немецкий романтизм, образы огня и света, символ.
Аннотация
В статье исследуются мотивы огня и света в последнем цикле поэта позднего немецкого романтизма Вильгельма Мюллера «Зимний путь». Рассматриваются образы их источников, среди которых возникают небесные светила (солнце и луна), фольклорные образы (блуждающий огонёк). Данные мотивы являются центральными в цикле Мюллера, они формируют сюжет многих стихотворений, связываются с лирическим героем, а также образуют пространственно-временную структуру. Прежде всего, они «обрамляют» основной сюжет цикла: уход юноши от прекрасной возлюбленной и бесцельные блуждания по миру. Это формирует дихотомию светлого прошлого и тёмного, беспросветного настоящего. Противопоставление мглы и света, которое разделяется на близкие оппозиционные мотивные системы: весна-зима, огонь-холод, солнце-тьма, жизнь-смерть, обуславливает финал цикла, в котором герой отказывается от жизни и уходит в собственный тёмный мир, отправляясь в дальнейший зимний путь со слепым шарманщиком. Рассматриваются также связи цикла с германским фольклором, немецкой литературой и философией романтизма, предромантизма (И.В. Гёте, К. Брентано) и другим известным циклом Мюллера «Прекрасная мельничиха».
И.М. Клокова. Семиотика дачного пространства в романе Д. Бобылёвой «Вьюрки» https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-14
Ключевые слова: жанр хоррора, постфольклор, структура пространства, «помехоустойчивость», герой «пути», герой «степи».
Аннотация
В статье рассматривается семиотика закрытого, замкнутого мира дачного пространства хоррор-романа Д. Бобылевой «Вьюрки». Д. Бобылёва конструирует в романе место действия – закрытый мир дачного посёлка – в соответствии с положениями Ю.М. Лотмана о семиотике художественного пространства и времени. Типология героев романа в существенных аспектах совпадает с его же учением о «героях пути» и «степи». В работе намечается связь современного российского хоррор-жанра с концепцией «постфольклора» С.Ю. Неклюдова, промежуточной современной субкультуры, размывающей традиционные границы города и деревни и усложняющей классическую дихотомию «природа/культура». Пространство дискретного, фрагментированного на отдельные участка дачного посёлка соответствует пограничному статусу постфольклора с его полицентричностью. Рассматривается сложная модель пересечения границ культурных зон потустороннего и посюстороннего внутри романа с помощью передвижения героев, и как это столкновение приводит к появлению эффекта ужаса.
ЛЮДИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
Т.А. Сироткина. Человек в языке и культуре (по итогам работы I Международной конференции «Язык культуры и культура языка») https://doi.org/10.14258/filichel(2023)2-15
Ключевые слова: Международная научная конференция, «Язык культуры и культура языка», традиционные культурные ценности, репрезентация культурной памяти.
Аннотация
I Международная конференция «Язык культуры и культура языка» продемонстрировала неподдельный интерес современных исследователей к проблемам взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры. Сохранение в языке традиционных культурных ценностей этноса, с одной стороны, и отражение реалий повседневной жизни, с другой, позволяет говорить о нём как об универсальном механизме аккумуляции и репрезентации культурной памяти, как о динамично развивающейся системе, активно реализующей свои функциональные возможности в разных жанрах речевой коммуникации, в различных дискурсивных практиках современного общества. В резолюции по итогам конференции отмечена её важность как для сохранения национальных языков в современном мире, так и для развития речевой культуры студентов и школьников. Результаты научных исследований, представленные на конференции её участниками, рекомендованы к внедрению в образовательный процесс вузами России и вузами стран – участниц конференции.
<><><><><><><><><>
-
Архивы журнала «Филология и человек»: http://journal.asu.ru/pm/issue/archive
-
Контакты: 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, Алтайский государственный университет, институт гуманитарных наук.
-
Представитель редакции: Лукина Евгения, Алтайский государственный университет: sovet01@filo.asu.ru
-
Представитель технической поддержки: Лукина Евгения, evglukina@yandex.ru
-
Сайт журнала: http://journal.asu.ru/pm/
<><><><><><><><><><><>
Полный файл второго номера научного журнала «Филология и человек» за 2023 год также представлен в формате PDF в свободном доступе в разделе «Библиотека» сайта ГЛЭДИС здесь: https://rusexpert.ru/public/sborniki/PhilolChelov2023-2.pdf
Соб. инф.