Телефоны: +7 (925) 0020022
+7 (903) 7697179

Схожие названия в кино закон не запрещает, но и споры не исключает: ответы экспертов «АГ».

05.04.2025

«Не будет ли дублирование наименования считаться нарушением закона?» – такой вопрос продюсер задал экспертам «АГ». Он хочет дать новому фильму название «Курьер», но его уже заняли создатели советской киноленты.

  • Ответы экспертов на вопрос продюсера и редакции «Адвокатской газеты»: «У фильмов могут быть одинаковые названия?»

  • Роман Лукьянов, управляющий партнёр Semenov & Pevzner:

Авторские права распространяются на название фильма как часть произведения при соблюдении двух условий.

1. Название является самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме (п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10).

Суды отмечают, что для охраны произведения при его создании должны реализовываться творческие способности автора, в которых отражается его личность (Определение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 г. № 5-КГ21-14-К2). Можно ли считать название фильма «Курьер» самостоятельным результатом творческой деятельности – вопрос дискуссионный.

2. Название сохраняет узнаваемость как часть произведения при его использовании отдельно от всего произведения.

Во-первых, вряд ли большинство людей воспримут слово «курьер» в отрыве от фильма как его часть. Во-вторых, уже есть несколько кинокартин с таким же названием. Критерий узнаваемости не выполняется.

Полагаю, название «Курьер» не охраняется авторским правом, поэтому его использование не сопряжено с юридическими рисками.

  • Александр Станишевский, адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края, Краснодарской городской коллегии адвокатов:

1. Считается ли название «Курьер» самостоятельным результатом творческого труда автора?

Скорее нет. Всё-таки автор не прилагал креативные усилия для создания названия. Однако надо учитывать, что отсутствие новизны и уникальности еще не говорит о сотворении объекта без использования творческого труда (п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10).

Исход возможного спора о вкладе автора в название фильма неочевиден. С одной стороны, презумпцию творческого начала опровергнуть удается редко. С другой стороны, Верховный Суд указал на необходимость исследования объекта: оригинален ли он, является ли выражением творческих способностей и отражением личности автора (Определение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 г. № 5-КГ21-14-К2). Думаю, разумнее от спорного названия отказаться.

2. Сохранит ли название «Курьер» узнаваемость вне фильма?

Тут тоже трудно дать точный ответ. Полагаю, при возникновении спора из-за названия суд назначит социологическую экспертизу. У экспертов спросят, ассоциируется ли слово «курьер» с одноимённым советским фильмом. Если в их заключении будет однозначно указано, что общественность связывает слово «курьер» с кинокартиной 1986 года, то её название будет считаться узнаваемым.

Можно обратиться в организацию, проводящую социологические исследования, еще до дачи фильму названия для проверки его на узнаваемость.

  • Антон Никифоров, ведущий юрист юридической компании i-legal:

Чтобы на название фильма распространялись авторские права, оно должно быть самостоятельным и узнаваемым результатом творческого труда автора (при использовании названия отдельно от фильма).

Обычно общеупотребительные слова без добавления индивидуализирующих словесных элементов не делают название узнаваемым. Вряд ли слово «курьер» способно вызвать стойкие ассоциации с конкретным фильмом.

По моему мнению, использование названия «Курьер» не будет считаться нарушением закона.

  • Наталья Синицына, управляющий партнёр Magic legal, патентный поверенный:

Наименование произведения может быть объектом авторских прав, если автор внёс творческий вклад в его создание. Например, уникальное название «Гарри Поттер и Тайная комната» может рассматриваться как объект охраны, а вот лишённое оригинальности название «Курьер» – скорее нет.

Однако у правообладателей могут возникнуть претензии, если слово или словосочетание охраняется как товарный знак или знак обслуживания (§ 2 гл. 76 ГК РФ). Например, названия сериалов «Реальные пацаны» и «Интерны» зарегистрированы в России как товарные знаки (№ 681881 и № 661542).

  • Аиша Герасимова, президент юридической фирмы «G&A consulting»:

Закон не запрещает давать произведению название, которое идентично названию другого произведения, ранее вышедшего в свет. Главное, чтобы у людей не формировалось ошибочное представление о связи нового и известного произведений.

Проблемы из-за одинакового наименования могут возникнуть при попытке зарегистрировать его в качестве товарного знака. Ведь дальнейшее использование такого знака может вводить людей в заблуждение и, значит, будет нарушать законные интересы правообладателя популярного произведения.

В случае возникновения спора во внимание будут приниматься разные обстоятельства. В частности, с каким произведением ассоциируется спорное название.

Оксана Оноприенко, редактор раздела «АГ-эксперт», «Адвокатская газета», орган Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации; периодическое печатное издание «Новая адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 13 апреля 2007 г., перерегистрировано Роскомнадзором под наименованием «Адвокатская газета» 23 ноября 2017 г. (свидетельство ПИ № ФС77-71704), выходит два раза в месяц, адрес сайта – www.advgazeta.ru; сетевое издание «Адвокатская газета» зарегистрировано Роскомнадзором 23 ноября 2017 г. (свидетельство Эл № ФС77-71702), доменное имя сайта – advgazeta.ru/

https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/u-filmov-mogut-byt-odinakovye-nazvaniya/